ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.
Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации (у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое);
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя (сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением). В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину.
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций.
Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
4) хорошее развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове, необходимые ему для обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 лет.
Изменяется социальный статус бывшего дошкольника - появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - два года учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
- навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей)
- нарушение темпа речи (запинки).
- невротические расстройства, астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость)
- снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
- снижение учебной мотивации.
- снижение самооценки, повышенная тревожность.
Признаки успешной адаптации
- положительное отношение к школе,
- адекватно воспринимает требования учителя,
- легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля,
- проявляет самостоятельность,
- имеет хороший статус в коллективе.
Компоненты психологической готовности |
Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность
|
Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Дифференцированность восприятия как основа мышления. Планомерность восприятия. Развитое наглядно-образное мышление. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования). Предпосылки абстрактно-логического мышления. |
Личностная готовность (мотивационная готовность)
|
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. |
Социально - психологическая готовность
|
Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем). Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально - волевая готовность
|
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций). Произвольная регуляция внимания. Умение продлить действия, приложив к этому усилия. Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня. |